0

Веб-дизайн 2.0

Веб-дизайн 2.0

Не так давно, по приглашению Артёма Герасимовича, я выступил на конференции Байнет 2.0: в новом формате веба с докладом на тему «Веб-дизайн 2.0». Сегодня я решил опубликовать текст доклада – надеюсь, эта информация будет интересна как и дизайнерам, так и веб-разработчикам.

Веб-дизайн 2.0

Что такое «дизайн web 2.0» и насколько уместно использование самого термина? Можно ли выделить дизайн web 2.0 в отдельное направление?
Этим двум вопросам и будет посвящено мое выступление.

Сегодня много говорилось о специфике проектов web 2.0 с точки зрения программных разработок, способов продвижения и интеграции.
Следует отметить, что задача веб-дизайнера при работе над созданием ресурсов web 2.0 несколько изменилась, стала более значимой. Произошло это не в последнюю очередь потому, что теперь речь идет не просто о создании красивой картинки, а о разработке «успешного ресурса», который был бы полезен, удобен и привлекателен для пользователей.

Интерактивность. Интерактивность (взаимодействие) – несколько приевшийся термин, который, тем не менее, наилучшим образом отражает основную тенденцию web 2.0. Ведь контент создают сами пользователи!
Раньше пользователи интернета были технически грамотными. Они терпимо относились к неудачному дизайну, могли работать с неудобным интерфейсом. Это происходило потому, что некоторые из них ещё успели застать DOS с его командной строкой, а также приложения с отсутствием удобного графического интерфейса. Кроме того, самих веб-сервисов было значительно меньше.
Теперь ситуация изменилась. Каждый день появляются десятки, а то и сотни, новых сервисов. Если пользователь быстро не сориентируется, где находится нужная функция, не поймёт «куда нажимать», он просто закроет окно браузера или поищет другой сайт со сходной тематикой.

Возросшая интерактивность интернет-ресурсов послужила причиной появления ряда часто используемых в дизайне элементов:

  • простая навигация

www.intabill.com

www.buzzrecruitment.co.nz

  • крупный текст

www.bigfilebox.com

www.globalzoo.de

Проще – значит лучше.

Работа с контентом приобрела свои особенности и, что немаловажно, стала значительно проще. Основной причиной послужило качественное изменение пользовательской среды. Сегодня большинство пользователей интернета – обычные люди, которых раньше называли «чайниками», т.е. пользователи без специальной подготовки и опыта работы со сложными приложениями. Соответственно возникает необходимость оптимизации информационного пространства веб-ресурсов.

Центральное выравнивание, разделение текста на 2 колонки, упростившее восприятие информации, крупный шрифт, крупный вводный текст – эти элементы дизайна значительно облегчают восприятие информации и работу пользователя с ресурсом.

  • текст разделён на 2 колонки

www.37signals.com

  • центральное выравнивание

www.apple.com/iphone/

  • крупный вводный текст

www.paulbeelen.com/blog/

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дизайн web 2.0 делает сеть более читабельной и понятной.

Говоря об удобстве ресурса, нельзя упускать из виду и вопрос эстетичности, а проще говоря, красоты. Если раньше скучный дизайн можно было простить – ведь сайты предлагали уникальный контент, то проекты нового поколения – это платформа, которую новый пользователь наполняет сам. Это его рабочая среда. А работать в плохих условиях, на неудобном, некрасивом сайте никто не хочет. Именно поэтому большую популярность приобретают компоненты, которые украшают сайт и в то же время не перегружают его сложными графическими элементами.

  • градиенты (плавные цветовые переходы);

www.bartelme.at

  • отражение элементов на поверхности и 3D эффекты

www.colourmod.com

Если попытаться вывести общие черты дизайна сайтов нового поколения, мы увидим, что

  • приоритет отдается простоте и типовым решениям, которые не потребуют от посетителя постоянного переобучения;
  • страницы сайтов web 2.0 не перегружены деталями и посторонней информацией;
  • явно прослеживается стремление к визуальной легкости, использованию свободного пространства;
  • в дизайне используется минимум графики, она присутствует только там, где это необходимо;
  • вес текстовых блоков заметно больше, чем графических;
  • функциональные области страниц чётко разграничены.

www.skype.com

Можно ли говорить о вышеперечисленных элементах, как об отличительных особенностях дизайна в стиле web 2.0? Вопрос на самом деле неоднозначный. Давайте всего на пару минут, или пару примеров сайтов, вернемся на 5-7 лет назад.

Все те же элементы: визуальная легкость, рациональное использование свободного пространства, минимум графики, облако тегов, крупный текст и логотипы – все, что мы только что разбирали. В чем же загвоздка?

С моей точки зрения, все достаточно просто: то, что принято называть дизайном в стиле web 2.0, на самом деле является примером функционального минимализма, который долгие годы активно используется при создании сайтов разного уровня. Популярность, которую этот стиль приобрел сейчас, связана в первую очередь с изменением уровня самого клиента. Если раньше дизайнерам приходилось часами объяснять клиенту о необходимости рационального использования информационной и графической части, о ненужности hi-tech элементов, ломаных линий и пиксельных шрифтов, то теперь надобность в этой так называемой красоте отпала сама собой.

  • hi-tech элементы

  • ломаные линии (картинка)

  • пиксельные шрифты (картинка)

Сайт web 2.0 – это не пафосный офис компании с розами на столах, мраморными лестницами и евроремонтом. Здесь никого не нужно убеждать в своей солидности и значимости. Проекты web 2.0 не расхваливают товар, а предлагают полезные сервисы, всё нужное находится на расстоянии клика, и часто совершенно бесплатно. Дизайн web 2.0 выглядит очаровательно несерьёзно. И этим, в том числе, привлекает пользователей.

Вот и ответ на главный вопрос: ресурсы с дизайном web 2.0 – это ресурсы, созданные в стиле функционального минимализма. Дизайн сайтов новой волны – это следствие, а не причина. Он обусловлен появлением новой группы глобальных пользователей, ставших клиентами, и связанных с этим изменений в подаче информации. Под «новыми глобальными пользователями» я подразумеваю, в первую очередь, пользователей социальных сервисов, таких как lastfm, myspace, youtube, flickr, digg и прочих.

Появление сайтов новой волны – отличная возможность сделать интернет более удобным, живым и человечным. Ведь каждый из нас предпочтёт взаимодействовать с понятным, удобным и дружелюбным сайтом.

Оставить комментарий


© 2007-2009 Lepshey Блог о дизайне